e-mail: info@elspi.ryazan.ru
Телефон: (4912) 44-54-18; 45-87-54; 8-910-906-48-32.

С Виктором Алексеевичем Кондратьевым я познакомилась в конце 80-х годов, когда работала художественным редактором в Томском книжном издательстве. К сборнику фронтовых писем потребовались иллюстрации. Предложенная подборка фотографий стала для меня удивительным открытием: кадры, словно из кинохроники профессионального оператора, были сняты бойцом-артиллеристом, прошедшим всю войну со своей ротой.

С детства полюбив волшебное искусство фотодела, Виктор Кондратьев даже собрал собственноручно первый аппарат, а, отправившись на фронт в 1941-м, захватил свою любимую «лейку» и не расставался с ней всю войну, а затем и вся жизнь была отдана фотографии.

Виктор Алексеевич бесстрашно воевал, о чем говорят два ордена Красной звезды и медали, и фотографировал даже в бою. Поразительны, казалось бы, будничные зарисовки солдатской жизни в коротких передышках между боями, трогательные до слез лица детей и стариков в сгоревших деревнях. Столько в этом авторского внимания, сочувствия, нежности и боли. В тоже время Виктор Алексеевич и на фронте оставался художником, точно выстраивая кадр, успевая оставить на память просто красивые пейзажи, глядя на которые не верится, что в любую минуту может начаться бой.

Виктор Алексеевич был замечательным человеком, добрым, талантливым, щедрым. Сколько сил он бескорыстно тратил на организацию своих передвижных выставок, а весь свой грандиозный архив передал Томскому областному краеведческому музею.

Мне сразу захотелось сделать большой фотоальбом, и мы долго обсуждали с Виктором Алексеевичем будущее издание, для которого были подготовлены небольшие рассказы, записанные со слов автора журналистом Владимиром Моисеевым. Я приготовила черновой макет, используя около сотни подаренных мне Кондратьевым «контролек» и подборку фотографий, вошедших в книгу. В этом году исполняется 20 лет как нет на этом свете Виктора Алексеевича Кондратьева. Нет и альбома. Несколько лет я пыталась осуществить мечту. Томский областной краеведческий музей выдал мне подборку негативов во временное пользование, чтобы можно было продемонстрировать заинтересованным лицам в Москве, где я надеялась найти поддержку. Но кроме слов одобрения высокие инстанции заинтересованности не проявили.

Не оставляя надежды сдержать данное когда-то слово – издать альбом, я использую любую возможность показать эти уникальные фотографии на выставках, отсканировав и напечатав с авторских «контролек» небольшую подборку. Виктор Алексеевич Кондратьев – нельзя забыть имя этого талантливого фотохудожника и замечательного человека.

Главный редактор издательства "Порфир" Ольга Патрина

Виктор Алексеевич Кондратьев родился 30 января 1916 года в Борзинском районе Читинской области. Отец умер рано. Мама, Анна Андреевана, воспитала троих детей.

С детства Виктор увлекался рисованием и фотографией. Свой первый фотоаппарат он собрал своими руками по чертежам, опубликованным в «Пионерской правде».

В 1932 году Виктор окончил курсы фотографии и рисования при художественной студии в городе Чите. Работал учителем рисования и черчения в сельской школе. В 1938 году молодой учитель прихал в Томск и поступил в педагогический технкум. Здесь он получил помимо педагогического музыкальное образование по классу скрипки.

Службу в армии рядовой Кондратьев проходил в Кемерове. 21 июня 1941 года он должен был демобилизоваться, но началась война и уже 3 июля Виктор Алексеевич отправился на фронт в составе 178-й стрелковой дивизии, сформированной в Омске. Дивизия заняла оборону на дальних подступах к Москве и 8 июля приняла первый бой на реке Вопь в районе города Ярцево Смоленской области. Боевой путь дивизии пролегал через Смоленскую, Калининскую, Ленинградскую области, Карельский перешеек. Она защищала и освобождала города Новосокольники, Великике Луки, Выборг. Трижды Москва салютовала в честь Краснознаменной Кулагинской стрелковой дивизии.

Старший сержант Кондратьев был награжден медалью «За отвагу» (январь 1943 г.) и двумя орденами Красной Звезды (май 1943 г. и июль 1944 г.). Конец войны В.А.Кондратьев встретил под Ригой. Последние военные кадры — трофейные самолеты, пушки, пленные на дорогах Латвии.

Вернувшись в Томск, В.А.Кондратьев вел фотокружок в городском Дворце пионеров, преподавал технические средства обучения, рисование и черчение в педагогическом училище. Это был прекрасный преподаватель, многие ученики отзываются о нем с благодарностью и любовью. Педагогическую работу Виктор Алексеевич сочетал с любимым занятием — фотогрфированием и рисованием. Он любил снимать лес, детей, родной город.

В 1967 году Виктор Алексеевич стал победителем фотоконкурса «Нам дороги эти позабыть нельзя», объявленного газетой «Известия». В конкурсе приняло участие более 300 человек. В.А.Кондратьев получил Диплом 1 степени и возможность за счет редакции посетить места боев своей дивизии. После опубликования снимков в «Известиях» в Томск со всех уголков страны приходили письма с просьбой выслать снимки для школьных музеев. Виктор Алексеевич старался выполнить все просьбы.

Снимки В.А.Кондратьева легли в основу документального фильма «Всего одно мгновенье» (режиссер В.Гурьянов, кинооператоры Ю.Александров и Ю.Лебедев). В личном архиве Виктора Алексеевича хранятся письма с благодарностями за присланные снимки от сотрудников газеты «Правда», ТАСС, Центрального музея Вооруженных Сил СССР, Украинского Государственного музея истории Великой Отечественной войны и многих других организаций.

После выхода на пенсию Виктора Алексеевича пригласили работать фотографом в институт «Спецпроектреставрация». В.А.Кондратьев подготовил замечательные фотовыставки: «Детство — это серьезно», «Архитектура города Томска». Многократно его снимки использовались при издании наборов фотооткрыток, в том числе «Томск» (1973 г.), «Сибирский ботанический сад» (1985 г.), «Деревянная архитектура Томска» (1981г.). При участии В.А.Кондратьева создавались фотоальбомы «Деревянная архитектура Томска», изданные в 1985 и 1987 годы.

Бой ведет батальон капитана Н.Урванцева. 1941

Вот он, второй слева, с автоматом в руке. Это был самый молодой комбат в дивизии. Отважен, умен, расчетлив в бою. Про то, как он воевал, говорят ордена Ленина, Боевого Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени. Прошел он огненные смерчи Калинина, Ржева, погиб на Волге. На снимке видно: в сложный переплет попали солдаты. Немецкие мины не дают подняться и продолжить атаку. Каждый шаг - это риск. Но еще опаснее оставаться на месте. Разрывы перепахали землю - тают ряды солдат. Комбат принимает решение: атаковать. Вот он привстал на колено, поднял руку: «Вперед!» Не только личное мужество - благородная цель: освобождение родной земли от врага - поднимут сейчас бойцов на смертельную рукопашную схватку.

Николай Урванцев. 1941


Зенитчики. 1941

Начало битвы под Москвой. Декабрь, 1941

Первый трофей. 1941

Бой у небольшой подмосковной деревеньки. Декабрь, 1941

Артиллеристы на марше. 1941

Теперь это только груда железа. 1941

Языка привел. 1941

После артналета на деревню Струйскую. Декабрь, 1941

Прямое попадание. 1942

Снаряд угодил в избу, где немецкие захватчики готовились встретить новый, 1942-й год. Вместо первого бокала с шипучим вином - русская фугаска «в десяточку». Получился неплохой снимок на тему: «Не ходи, враг, на землю русскую, не желай Москву с головой опущенной - бит будешь».

Натюрморт. После боя в деревне Рябинихе. 1942

Мы их не звали. Январь, 1942

Они пришли, чтобы сеять смерть и не смогли унести свои ноги. Для бойцов, уложивших фашистов на подступах к столице, этот пейзаж был подтверждением, что с врагом можно справиться.

Встреча освободителей. Январь, 1942

На новую огневую. 1942

Не успели удрать из Рябинихи. 1942

Кладбище фашистов у села в районе Ржева.

Пленные фашисты. Район Ажевской рощи. Январь, 1942

«Не тот пошел Фриц» - шутили бойцы при виде группы пленных фашистских солдат. Сибирская стрелковая дивизия вышибала их с берегов Волги. Они подняли белый флаг, когда стало невмоготу. Русская зима — серьезное испытание. Шел январь 1942 года. До конца войны было еще далеко, но залпы «Катюши» уже сбили спесь с кичливых гитлеровских вояк.

Батарея полковых пушек лейтенанта Карпова. 1942

Лейтенант Карпов. 1942

В полевом медсанбате. 1942

Фамилия раненого известна. Это бесстрашный корреспондент дивизионной газеты Гассан. Легендарная личность. Уходя на передовую за материалами для газеты, он исчезал на несколько недель. Отчаянного корреспондента считали погибшим, а он выходил живым из любого пекла. Не раз группы бойцов, с которыми Гассан шел в бой, оказывались окруженными, и, если погибал командир, - офицер Гассан принимал командование на себя и выводил бойцов из окружения. Погиб Гассан геройски. Он повел бойцов на штурм укрепления врага. В бою показал чудеса храбрости, но при этом сам был смертельно ранен: очередь из автомата прошила его грудь.

Прибежавший в медсанбат В.А.Кондратьев застал фронтового друга в сознании, но это были последние пять минут жизни военного корреспондента. Над умирающим Гассаном склонился врач медсанбата 178-й дивизии Евгений Феликсович Билль.

Через много лет после войны на открытии своей фотовыставке, проходившей в Омске, Кондратьев неожиданно встретился с теперь уже областным терапевтом Биллем. Нашлись и две медсестры этого медсанбата: Полина Васильевна Акимова, ставшая учительницей, и Варвара Григорьевна Лукъянченко, старшая операционная сестра одной из больниц Омской области.

Фронтовая пекарня. 1942

Всегда в бою. 1942

Так назвал этот сугубо мирный снимок В.А.Кондратьев. Бой, собственно, уже отгремел. Смеркается. Солдаты подобрали раненых, привели в порядок оружие, готовятся ко сну. Приятно после трудов ратных приобщиться к солдатскому горячему котелку. Повар в такую минуту на фронте - фигура номер один. Нелегка его жизнь. Он тоже солдат. Только раньше других просыпается, позже других ложится спать.

...На встрече ветеранов дивизии в городе Электросталь автор снимка встретился с тем, кто изображен у походной кухни. Это Андрей Яковлевич Горюнов. Следопыты нашли его по переписке в селе Урлук Читинской области. Несмотря на протез вместо ноги он работал чабаном.

Письмо от друга. 1942

Пришло письмо из госпиталя от тяжелораненого бойца, общего любимца. Вернуться в строй ему уже не суждено. «Я никогда вас не забуду, ребята. Бейте врага до победы. Вернитесь живыми!»

Разведчики. 1942

Пулеметчики. Район Ржева. 1942

Минометчики. 1942

Три богатыря. Конная разведка. 1942

Кисет по кругу. 1942

Небольшая передышка, можно согреться самокруткой и дружеской шуткой.

Солдатский хлеб. 1942

Ажевский лес, роща Курица на берегу Волги. Идут напряженные бои. Повозка с хлебом пробилась на передовую. Справа — у Волги и слева — за бугром — фашисты. А эта прибрежная полоска, всего несколько метров — наша. Солдаты, оторванные от тыла, от обозов, не обкатанные еще войной, будут стоять тут насмерть. А пока получают окопные харчи: хлеб, сахар, чай.


На пожарище. 1942


Разбитая автоколонна у деревни Погорелки в районе Ржева. 1942

Политинформация.1942


Фронтовой концерт. 1942

В перерыве между боями в часть приезжали артисты. Выступала и своя солдатская самодеятельность. Наскоро стелились доски - это была сцена. Зрители усаживались на пригорке, не выпуская из рук винтовки и автоматы. Огромный заряд бодрости давали песни о фронтовой землянке, «Темная ночь», «Соловьи, соловьи». Веселая шутка поднимала настроение, вселяла веру в победу над врагом.

Письмо домой. 1942

Прием в партию.1942

На этом снимке нет ни разрывов, ни напряжения атаки. Но это тоже фронтовая жизнь. Беседа со вступающим в партию. В десяти метрах, за кустами - окопы передовой линии, поэтому винтовку нельзя выпускать из рук даже в такую торжественную минуту. Снимок сделан в трудном 1942 году под Ржевом.

Четвероногая «скорая помощь». 1942

Собаки помогали санитарам вывозить раненых с поля боя только в первый год войны. Но сколько бойцов благодарны их верной службе!

Неразорвавшийся снаряд. 1942

Риск был велик, но азарт фотографа пересилил чувство опасности.

Долгожданные письма из дома. 1942

После долгого изнурительного перехода так хорошо на привале. 1942

Придорожный дзот. 1942

Снайпер Челомбитский. 1942

Всегда нужен порядок. 1942


Волга. Июнь, 1942 Такая тишина.

Полковник М.М.Таланов. 1942

Вручение награды. 1942

Этот снимок сделан под Ржевом. В часть приехал представитель ставки Верховного командования. За успехи в боях, за мужество и отвагу он вручает группе бойцов и командиров правительственные награды. Фотограф занял, на первый взгляд, невыгодную позицию: лица солдат в тени.

- Я зашел с той стороны,- рассказывал В.А.Кондратьев, - откуда видны были трубы на пепелище и вон тот, в центре кадра, наполненный солнцем клочок ржи. И улица, где раньше были дома, и несжатый хлеб, - все это отбито у врага, очень дорого досталось нам. Вот почему я пошел на жертвы: ради многозначащего фона согласился с тенью на лицах награжденных. Кстати сказать, это было первое награждение в нашей 178-й стрелковой сибирской дивизии.

Фронтовые новости. 1942

Корреспондент газеты И.Фомовский за пишущей машинкой. 1942

Фронтовой пейзаж у Новосокольников. 1943

Доставка сухарей на передовую. 1943

Точно в цель. 1943

Наводчик батареи полковых пушек Захаров. 1942

Здесь был упорный бой. 1943

А там за лесом бой еще продолжается. 1943


Ажевская роща зимой. Эта пушка не будет больше стрелять. 1943

Штурм Новосокольников. 1943

Таким выглядел город после боя. 1943


Новосокольники. 1943

Взорванный собор в Новосокольниках. 1943

У села Гостилово. 1943

Указатель на Великие луки. 1943


Возвращение домой. Сколько боли в этом взгляде.

Тяжелая ноша. Все что осталось от дома. Смоленская область. 1943

Деревня Старые Кузнецы, район Ржева. 1943

Похороны подполковника М.А.Жалиса и Сидорова. 1943

Командир дивизии генерал-майор А.Л.Кроник. Январь, 1944

Штурмом освобожден город Новосокольники Псковской области. Полки сибиряков плотно наседают на удирающего врага. Всю ночь шел бой. На рассвете стали четко вырисовываться скелеты домов да ряды печных труб. Это все, что осталось от города. Морозный ветер разгуливает и зло свистит, стараясь засыпать снегом дымящие раны. Больно видеть уничтоженный город, и никогда не забыть запах гари, порохового дыма.

На небольшой площади, где меньше завалов и воронок, построились бойцы, отличившиеся в подготовке и проведении боя. Боевые награды воинам вручил командир дивизии гвардии генерал-майор А.Л.Кроник. О кипучей натуре генерала упоминал в своем фронтовом дневнике и Александр Фадеев.

Пушки пока отдыхают. 1943

Переправа, переправа... 1943

У деревни Крюково. 1943

Обед на пепелище. Смоленская область. Март, 1943

Дорога военная, и обед по военному времени скуден - несколько найденных в пустом поле картофелин. Мать и двое мальчиков вокруг чугунка с похлебкой. Чугунок, ведро, кружки, миска да по деревянной ложке - это все, что осталось от родного очага. Ни отца, ни крова, ни школы, ни продуктов на ужин. Куда они теперь? Что будет с ними завтра? Ни о чем не спросили солдаты, проходившие мимо. Только один отделился от них и щелкнул фотоаппаратом. Солдаты шли на Запад. Мстить врагу за эту мать, этих мальчишек и всех других, кого лишили фашисты счастья.

Тихая ночь. 1943

Великие Луки. 1943

Передышка. Центральный фронт. 1943

От деревеньки не осталось ни одного дома, но солдат умеет устраиваться с комфортом. Раз есть печка, значит, можно просушить сапоги. И телефонист на боевом посту - ждет команду с наблюдательного пункта, прикрывшись от ветра сорванной с петель дверью, не обижается на неудобства. В паузах между боями каждый находит занятие по душе: кто прилег отдохнут, кто строгает деревяшку, кто возится у пушки, а тут, в центре, сочиняется письмо девушке - не иначе. Вот-вот раздастся команда «К бою!» - все закрутится, придет в движение, заговорят пушки... Но эти воспоминания о теплой печке еще весь день будут греть бойцов.

Раны земли. Копайгород. 1943

Артиллеристы ведут бой. Район села Кулагино, Смоленская область 1943

Снимок сделан под Ржевом в 1943 году. Сбилась под ремнем гимнастерка, поправить некогда. Снаряды ложатся в цель - удалось «накрыть» моторизованную колонну врага. Красиво работают артиллеристы! Пленные гитлеровские солдаты признавались: «Ваших артиллеристов надо кормить шоколадом, а наших - гнилой картошкой».

Фронтовая операционная в школе. 1943

На Выборг. 1944

Бой начался. 1944

Атака. 1944

Нет, это не учебный бой. И разрыв под ногами солдат - не кинематографический фокус. Здесь все настоящее, потому что это - война. Автор снимка в минуту, когда заснят этот кадр, тоже шел в атаку с винтовкой наперевес. На бегу открыл футляр фотоаппарата, «прицелился», - и вдруг вместе с щелчком камеры раздался оглушительный взрыв. В кадр попало облако дыма. Над головами бойцов просвистели осколки. Где-то вскрикнул раненый. Но неудержимо вперед несется лавина бойцов. Бегом, бегом... Каждый шаг - это шаг по родной отвоеванной земле.

В таком буреломе и танкам трудно пробиться. 1944

Пусть солдаты немного поспят. 1944

Лабиринты окопов. Карельский перешеек. 1944

Скоро снова в атаку. 1944

Момент истины. 1944

Бойцы рванулись в атаку. Фотограф лишь на минуту задержался, чтобы нажать на спуск. И бесстрастная камера зафиксировала смерть: один из бойцов вдруг застыл на бегу, у ног закипела вода. Еще мгновенье и солдат рухнет, сраженный вражеской пулей. Такой кадр не срежессируешь.

В обход вражеских дотов. Карельский перешеек. 1944

Смелая операция. Карельский перешеек. Выборг. Линия Маннергейма. 1944

Группа бойцов добровольно вызвалась заткнуть стальную глотку хорошо забронированного в бетон вражеского пулемета. Затыкать пришлось в прямом смысле. Небольшая щель - единственное уязвимое место в доте с трехметровыми стенами. Но оттуда бьет пулемет. Выход один: закидать дышащую свинцом и огнем щель мешками с землей.

Карельский перешеек. Выборг. Линия Маннергейма. 1944

У артиллеристов было много работы.


Система укреплений Линии Маннергейма. 1944



Подписание акта о передаче минных полей.

Карельский перешеек. Выборг. Линия Маннергейма. 1944

Вручение боевой награды командиру 178 ККСД А.Г.Кудрявцеву. 1943

Они уже никогда не будут бомбить нашу землю. 1945

Трофеи. 1945

Это они победили в страшной войне. 1945

Сибиряки. Немцы их боялись. Свои считали богатырями. Вглядитесь в их лица. Они просто любили свою землю и не хотели отдать ее врагу. Война для многих уже закончилась, скоро домой. В центре, с баяном, Виктор Кондратьев.

© 2008 - 2017 Ольга Патрина / Издательство "Порфир"     e-mail: info@elspi.ryazan.ru Телефон: (4912) 44-54-18; 8-910-906-48-32.